суббота, 6 декабря 2008 г.

Почему Россия не Запад. Часть 1.

Когда едешь домой из Москвы, в темноте заниматься кроме как приведением мыслей в порядок нечем, в этот раз я думал о протестантской этике Вебера. Если коротки, то смысл ее в работе не ради одних лишь денег, а для души, для того, чтобы сделать жизнь лучше. При этом настоящий протестантский капиталист должен быть аскетом, то есть отказаться от лишней роскоши. Как говорил сам Вебер "отсутствие скромности - есть отсутствие ума".
Возникает закономерный вопрос, насколько “протестантская этика и дух капитализма” возможны за пределами Западного мира. На мой взгляд не возможны, хотя и не исключены. Некоторое количество людей воспитанных в духе протестантской культуры есть в любой хоть сколько нибудь значительной по размерам и численности населения стране мира. Однако число таких людей несомненно мало для создания государства основанного на традициях Западного общества. В “Постижении истории” А.Тойнби говорит о том, что “вестернизация” (курс на Запад, модернизация технология и жизни) в России затронула лишь внешние черты быта и культуры. Однако нельзя говорить так обо всем обществе, в русской литературе конца XIX века мы видим немногих героев, которые сильно напоминают описанных Вебером “протестантских капиталистов” (“Вишневый сад” А.П.Чехова в частности). Имеются подобные герои и в творчестве авторов Золотого века - у Гончарова в “Обломове” это Андрей Штольц, обрусевший немец. Однако в масштабах такой огромной страны, как Россия, люди получившие подобное образование и воспитание не могут скооперироваться в единую силу. Причин для того множество. Даже внутри такого огромного города как Москва, количество подобных людей невелико, но и их объединить в секту не представляется возможным, из за того, что нельзя довести до них эту информацию. Так как из этих немногих людей большая часть в принципе не знают что такое методизм или боптизм и так далее. Не все способны задуматься над тем принадлежат ли они к этому течению или нет. Невозможно вести пропаганду для объединения людей, так как в масштабах такого города она вряд ли дойдет то адресата.
Для того, однако, чтобы понять что такие люди есть и у нас далеко за примерами ходить не надо. Жизнь и успехи таких людей описываются в разделе “Конгресс газелей” в журнале “Эксперт”. К ним можно прибавить множество русских предпринимателей (взять хотя бы людей основавших Яндекс, или одного из начальников АВИСМЫ), творческих людей (А.Лебедев).
Почему же это возникло в США? Большая часть мигрантов бежали из Европы по политическим и религиозным причинам, и изначально являлись не типичными европейцам, желавшими большего - свободы. На их фоне те кто ехал в Америку поискать лучшей доли ассимилировались а вынуждены были принять подобную этику. Европа отдав, как оказалось, свою самую прогрессивную часть стала медленно но верно отдавать свое могущество новому государству.

p.s. вобщем немного сумбурно и конечно не закончено, но как только додумаю обязательно напишу.

4 комментария:

  1. новый дизайн?

    ОтветитьУдалить
  2. ну надо же к новому году готовиться...

    ОтветитьУдалить
  3. Штольц из Обломова а не из Капитанской дочки

    ОтветитьУдалить
  4. да, виноват, странно что больше никто не заметил моей ошибки... спасибо

    ОтветитьУдалить